Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы

Индексировать не обязан, но повысить должен

Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.

Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты. Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017). В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.

В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).

Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.

Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы в трудовом договоре

1. Да, является.

Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, являются государственными гарантиями по оплате труда (ст. 130 ТК РФ).

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, т.е. это государственная гарантия по оплате труда (ст. 134 ТК РФ).

Индексация является обязательной для всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы. Если работодатель отказывается ее проводить, ГИТ может привлечь его к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ).

2. Нет, не будет.

Законодательство не устанавливает порядок индексации для организаций, которые не получают бюджетное финансирование на выплату зарплаты.
Вопросы индексации зарплаты у таких организаций относятся исключительно к их компетенции.

Индексация заработной платы в 2019 году

Сразу скажем, что по закону зарплату работников  из-за роста потребительских цен на товары и услуги индексировать нужно (ст. 134 ТК РФ). Такая гарантия им установлена для повышения уровня реального содержания зарплаты. Ведь не секрет, что год от года трудовые доходы обесцениваются из-за инфляции.

Причем индексация зарплаты – это не право организации, а ее обязанность, установленная законодательством (ст. 130, 134 ТК РФ).

Однако на практике единый порядок проведения индексации з/п для коммерческих организаций не разработан. То есть порядок увеличения доходов работников должны устанавливать сами организации, учитывая специфику своей деятельности (определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2618-О).

А по мнению чиновников Роструда, вследствие того, что индексация зарплаты – обязанность работодателя (организации или индивидуального предпринимателя), то ему следует внести соответствующие изменения в свои внутренние нормативные акты. Например, в коллективный договор или положение об оплате труда, действующие в организации (письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1).

К сведению

Законодатели не оставляют попыток разработать единый порядок индексации зарплат в коммерческих организациях. Так, в середине 2016 года в Госдуму был внесён законопроект № 1119655-6. Он предусматривал обязательную ежегодную индексацию зарплаты с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума, а также роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем регионе. Однако в конце сентября 2017 года он был отклонён и в итоге не рассмотрен.